- исходная ситуация (i)
- Отлучка (e)
e1 — отлучка кого-то из старших (на работу, на войну, "по делам" и т.д.)
e2 — смерть родителей, как форма усиления отлучки.
e3 — отлучка младших (в гости, рыбу ловить, гулять и т.п.)
- Запрет (б)
б1 — прямой запрет ("в чулан не ходи", "за реку не ходи", "прийдет яга — молчи", "не открывай ящика", "не целуй сестры")
б1: — обращенная форма (приказание или предложение: "принеси в поле завтрак", "возьми с собой братца")
- Нарушение запрета (b)
Формы нарушения соответствуют формам запрета
- Выведывание (в)
в1 — прямое выведывание антогонистом местарасположения детей либо ценностей.
в2 — обращенная форма (распрашивают самого антогониста)
в3 — через третих лиц.
- Выдача (W)
W1 — антогонист непосредственно получает ответ на вопрос.
W2 — обращенная форма, либо что-то иное.
- Подвох (Г)
Антогонист пытается обмануть жертву и овладеть ею или её имуществом.
Г1 — вредитель действует путем угроз.
Г2 — применение волшебных средств.
Г3 — иные средства обмана или насилия.
- Пособничество (g)
Жертва поддается обману и тем помогает врагу.
g1 — поддается на уговоры.
g2 — механическая реакция на волшебные средства обращенные против героя.
g3 — герой сам усыпает, ранится, теряется, заболевает.
g4 — Обманный договор — враг пользуется затруднительным положением жертвы, которое может создать сам специально.
- Нанесение вреда антогонистом (A)
А1 — похищение (кража дочери, невесты, пр.)
А2 — похищение (отъем) волшебного средства.
А2а — похищение (убийство) волшебного помошника.
А3 — порча посевов, урожая и прочих с/х угодий.
А4 — кража света.
А5 — иные похищения.
А6 — нанесение телесных повреждений.
А7 — внезапное исчезновение.
А8 — выдача жертвы по требованию (обычно результат обманного договора)
А9 — изгнание.
А10 — выбрасывание в море.
А11 — околдовывание.
А12 — подмена.
А13 — приказ убить.
А14 — убийство.
А15 — заточение в плен.
А16 — насильственное супружество (изнасилование)
А16а — тоже, но между родственниками.
А17 — угроза канибализма. Канибализм.
А17а — тоже, но между родственниками.
А18 — мучения по ночям.
А19 — объявление войны.
- Просто недостача (а)
а1 — невесты.
а2 — волшебного средства (яблока, воды, коня, сабли)
а3 — диковинок.
а4 — специальные формы. Например, яйца с кощеевой смертью.
а5 — Рациональные формы. (денег, еды)
а6 — другое.
- Сообщение беды герою (B)
Беда сообщается. К герою обращаются с просьбой или приказом, его отсылают или отпускают.
B1 — клич с последующей отсылкой.
B2 — просто отсылка.
B3 — героя отпускают.
B4 — герою рассказывают о беде.
B5 — изгнанный герой увозится из дома.
B6 — обреченный на смерть тайно отпускается.
B7 — жалобная песнь (характерно для убиенных или околдованных)
Варианты B1 — B4 характерны для героев искателей, B5 — B7 для пострадавших героев.
- Герой решается на противодействие (C)
- Отбытие ({)
(ABC{) — завязка сказки.
- Испытание (Д)
Д1 — даритель испытывает героя.
Д2 — приветствие и выспрашивание героя.
Д3 — умирающие или умерший просит оказать услугу.
Д4 — пленный просит об освобождении.
Д4а — тоже с предварительным пленением дарителя.
Д5 — просьба пощады.
Д6 — просьба помощи в дележе.
Д7 — др.
Д8 — враждебный даритель пытается уничтожить героя.
Д9 — враждебный даритель вступает в борьбу с героем.
Д10 — демонстрация волшебного средства с предложением обменять его.
- Реакция героя на дарителя (Г)
Г1 — выдерживает (не выдерживает) испытание.
Г2 — отвечает (не отвечает) на приветсвие.
Г3 — оказывает (не оказывает) услугу умершему.
Г4 — отпускает пленного.
Г5 — щадит просящего.
Г6 — совершает раздел или мирит спорщиков.
Г7 — оказывает услугу.
Г8 — спасается от покушения применяя волшебные средства враждебного дарителя к нему самому.
Г9 — побеждает (не побеждает) враждебное существо.
Г10 — герой соглашается на обмен, но применяет волшебную силу предмета к дарителю.
- Получение волшебного средства (Z)
Z1 — награждение.
Z2 — указание на месторасположение средства.
Z3 — изготовление волшшебного средства.
Z4 — покупка.
Z5 — случайная находка.
Z6 — средство появляется само собой.
Z7 — средство выпивается или съедается.
Z8 — средство похищается.
Z9 — различные средства сами предоставляют себя герою.
- Пространственное перемещение (R)
R1 — по воздуху.
R2 — герой едет по земле или воде.
R3 — героя ведут.
R4 — герою указывают путь.
R5 — герой пользуется неподвижными средствами (взбирается по лестнице, проходит по мосту)
R6 — идет по кровавым следам.
- Битва с антогонистом (Б)
Б1 — битва в поле.
Б2 — состязание.
Б3</ sup> — игра в карты (кости, нарды и т.п.)
- Героя метят (К)
К1 — наносят отметку на тело героя.
К2 — герой получает кольцо или полотенце.
Б3 — иные формы.
- Победа над антогонистом (П)
П1 — в открытом бою.
П2 — проигрыш антогониста в карты.
П3 — выигрыш героя в состязании.
П4 — убийство без боя.
П5 — враг изгоняется.
- Устранение начальной беды либо недостачи (Л)
Л1 — объект поиска похищается силой или хитростью.
Л1а — похищение совершается другим персонажем, которого принуждают.
Л2 — объект добывается сразу несколькими персонажами.
Л3 — объект добывается при помощи приманок.
Л4 — добыча как непосредственный результат предыдущих действий.
Л5 — объект добывается мгновенно при помощи волшебного средства.
Л6 — изжитие бедности волшебным средством.
Л7 — объект ловится.
Л8 — заколдованный расколдовывается.
Л9 — убитый оживляется.
Л10 — пленный освобождается.
Объект может добываться в тех же формах, что и волшебное средство (обозначение: ЛZ)
ЛZ1 — происходит непосредственная передача.
ЛZ2 — объект указывается.
и т.д.
- Возвращение героя (})
- Погоня (Пр)
Пр1 — по воздуху.
Пр2 — требуют виноватого (т.е героя)
Пр3 — преследователь принимает формы животных, предметов, природных явлений.
Пр4 — преследователь принимает заманчивую форму.
Пр5 — попытка проглотить героя.
Пр6 — попытка убить героя.
- Спасение от погони (Сп)
Сп1 — по воздуху.
Сп2 — герой убегает ставя препятствия.
Сп3 — герой превращается в различные предметы.
Сп4 — прячится.
- Неузнаное прибытие (X)
X1 — домой.
X2 — в другое место.
- Ложный герой предъявляет претензии (Ф)
- Трудная задача (З)
- Решение задачи (Р)
- Героя узнают (У)
- Изоблечение лжегероя или антогониста (O)
- Трансформация героя (Т)
Т1 — действие волшебного помошника.
Т2 — герой выстраивает дворец.
Т3 — одевание новой одежды.
Т4 — рациональные или юмористические формы.
- Наказание врага (Н)
- Герой вступает в брак или воцаряется (C*)
С*1 — просто женится.
С*2 — просто получает престол.
С*3 — объявляется помолвка (если затем следует новое вредительство)
С*4 — и женится, и воцаряется.
С*5 — возобновляется брак (жена нашлась).
С*6 — денежная награда.
12 мая 2007 г.
Функции волшебной сказки (конспект)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий