3 февраля 2011 г.

Про то как, казавшееся невозможным, таковым не оказалось

Что-то в последнее время уменя странное состояние — что не монстрячу, все работает, даже то, что раньше мне казалось совсем нереальным.
Я помню как в детстве я охреневал от необходимости намотать хотя бы сотню витков проволки и отчасти потому так и не прокачал радиолюбительские скилзы (трансформаторы, дроссели, магнитные антены это все катушки, балин! Кто мне их кроме меня бы делал?). А что говорить про гитарные датчики с их тысячами витков!? И вот, недавно, презрев свой трепет перед большими катушками, я отреставрировал два гитарных датчика. Причем, один мне пришлось перемотать полностью! Ну, естественно, я мотал не голыми руками, а посредством ручной дрели (совсем ручной, где ручку вертеть надо :)) и кучки приспособов изобретаемых и делаемых прямо на ходу из говна и палок, ну, то есть, из картона, клея ПВА и деревянных палок. И вот, опять же внезапно, это все срабатывало именно так, как запланировано.
Отремонтировать звукосниматель, это одно — хотя, блин, круто как мертвый и безголосый кусок металла вдруг оживает! А как насчет запилить невиданный девайс самому? Роясь в интернете на тему купить нужной проволоки, постоянно натыкался разве что на оптовых поставщиков, либо барыг торгующих медную проволоку по цене золотой. И вот тут возникла мысль: а не смотатся ли мне на митинский рынок? Он, конечно, уже был не тортом еще когда я посещал его в последней раз в 2003 году, но а вдруг? Тем более, что туда теперь метро подходит.
Вы будете смеяться, но и в этом мероприятии я потерпел успех, и надыбал таки две катушки тонкой проволоки — ровно столько, сколько хотел, и по той цене, которую был готов заплатить. Внезапно проволока оказалось еще советской ажно 84 году выпуска

И еще одна катушка с проволокой калибром поменьше — 0,063 мм. Нет, я понимаю деды толкающие всякие антикварные деталюшки (у них я тоже разжился мелочишкой), но проволоку то я обнаружил в палатках торгующих кабелем, антенами, разъемами и прочей вполне современной лабудой.
Довольно потирая лапы, я приступил к монстряченью и экспериментам. Об одном из них, приведшем к неожиданному результату, я даже снял научно-популярную кину.
Что бы было понятно. Как работает гитарный эвукосниматель? Простейший самопальный датчик состоит из катушки и магнита лежащего внутри либо под катушкой. Струна колеблясь рядом с магнитом вызывает колебания напряженности этого самого магнитного поля, эти колебания наводят ток в катушке. Фирменные датчики, по большому счету, устроенны точно так же, только сделаны акуратней, точнее и предсказуемей по параметрам. Все остальное есть галимый пейар.
Но датчик с одной катушкой имеет ощутимый недостаток — кроме, собственно, полезного сигнала в катушку наводиться много всякой хери: помехи шумы от линий электропередач, от проводного радио (что порождало легенды про гитары "урал" вещающие человеческими голосами :)) да и, вообще, современные берлоги человеков просто напичканы всяческой аппартурой, которая зудит и жужжит электромагнитными полями. Примерно в 50-х годах для борьбы с фоном придумали делать гитарные датчики с двумя катушками. Если одна катушка будет расположена возле северного полюса магнита, а другая — возле южного, то токи наводимые струнами будут закручиваться в катушках в разных направлениях, а вот внешние шумы в одном и том же — они то от магнита никак не зависят. Если соеденить такие катушки противофазно, т.е. выход одной из обмоток превращается во вход (если, конечно, катушки намотаны одинакого в одну сторону), то полезный сигнал будет складываться, а фон гаситься. Такая конструкция называется хамбакер — предмет фапа гитарастов пионеров мнящих буд-то их гавёное китайское весло, если в него воткнуть хамб помажорнее, зазвучит круче, чем этот ваш фендыр. А скока чуши несут всякие теоретики конгфу про гитарные датчики особенно про хамбакеры... Не буду все перечислять, главное, что бытует мнение, буд-то бы это нечто архи сложное прецезионное и малейшее отклонение от святых канонов приведет к глобальному пиздецу.
Ну вы понели. :) А, вот, почему бы благородному дону и не сделать самому хамб, если это считается таким сложным? Ну, взял и сделал. Делов то — намотать два раза по шесть тысяч витков. Кстати, кроме шуток, на каждую катушку ушло чуть больше часа непосредственно мотания.
Спаял катушки как положено, подключил к усилителю — хамбакерный эффект ощутился моментально: фон, по сравнению с единственной катушкой, уменьшился на порядок. Но я не остановился, подобрал все торчащие кишки, обернул изделие фольгой — фон приглох еще на порядок. В первый момент после подключения мне показалось, что я что-то опять оборвал, но стоило дернуть за струну, как тишину в наушниках разрезал мощный рык. Громкость была вкручена на полную O_o. Это был лютый вин!
Так что если отбросить все сказки, то гитарный датчик своими руками, это довольно несложное мероприятие. А для хамбакера, на самом деле, важны только три вещи: 1) одинаковые катушки, т.е. намотанные одинаковым проводом, имеющие одинаковое количество витков и одинаковые геометрические размеры. 2) правильная комутацция катушек. 3) магниты торчащие наружу разными полюсами.
Но как оказалось, даже третий пункт в некоторых условиях необязателен. Точнее, иногда катушка вообще без магнитов способна снимать сигнал со струн. Невероятно, но факт! На этот феномен я наткнулся эксперементируюя с одной катушкой, но и самодельный хамбакер проявил себя, еще как! Можете заценить все своими глазами (и ушами)

1 комментарий: